Давайте
присмотримся к предметам, окружающим нас. Что вы знаете о их происхождении?
Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших
предков.
Многие из нас
живут в многоэтажных домах, а ведь их стали строить немногим более 100 лет назад.
Большинство людей жили в одноэтажных домах, двухэтажные строили только очень
богатые люди. Раньше не говорили «дом», а говорили «изба» - тёплая
половина дома с печью.
Что нужно было устроить в доме прежде
всего, с чего начать?
Отгадайте
загадку.
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело тёплое, крови нет,
Сесть на неё – сядешь, а не везёт.
Конечно, это печь. Она в доме
играла главную роль. В старину даже поговорка была: «Плясать от печки», т.е.
начать с главного.
Печь
использовали для отопления, приготовления пищи. На печи спали, хранили вещи,
сушили зерно, лук, чеснок, ягоды. Зимой около неё держали птицу и молодых
животных, в печке мылись.
С печью связано
много поверий, обрядов. По народным преданьям, под печью живёт Домовой, душа избы,
покровитель домашнего очага. В старину его ласково называли «хозяином»
и даже «дедушкой». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой
бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность
его - смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому. Люди старались
поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с
ласковым словом, оставить немного вкусной еды. Домовой любит превращаться в
собаку, в крысу, а чаще всего в кошку. Вот почему, переселяясь в новый дом,
люди первым делом запускали коку. В кошачьем обличье этого духа запускали в дом.
Если заболевал
ребёнок, то одним из лучших способов лечения считали парение в печи. Совершали
обряд «перепекания» младенца, которого на время засовывали в протопленную, но
достаточно остывшую печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба
Яга с Иванушкой.
Когда
заканчивался свадебный пир, в печь бросали пустой горшок, приговаривая:
«Сколько черепья, столько молодых ребят».
По диагонали от
печи в доме находился Красный угол. Это
было святое место в избе – в нём помещали иконы, поэтому его ещё называют
«святым». В Красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось
любое важное дело. Красный угол – самое почётное место в доме. Согласно
этикету, человек, пришедший в дом, мог пройти туда только по особому
приглашению хозяев. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп
торжественно несли с поля в дом и устанавливали в Красном углу. Сохранение
первых и последних колосьев урожая сулило благополучие семье, дому,
хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В
Красном углу находился и стол. Все самые важные события семейной жизни
отмечались в Красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи.
А кто может
ответить, чем они различаются? Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а
скамья была снабжена ножками, её передвигали. Место на лавке считалось более почётным.
Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали
– на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы,
инструменты, обувь.
Кроме лавок
спали ещё на полатях. Это
деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до
противоположной стены избы. Кровати появились только в конце 19 – начале 20
века.
Вдоль стен
стояли сундуки и рундуки. Количество сундуков говорило о достатке хозяев, они служили
обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений.
Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стёкол. Где хранили
разное добро.
Избу невозможно
представить без множества нужных вещей. Одна из них – в отгадке на загадку.
Рогат, да не бык, хватает,
да не сыт,
Людям отдаёт, а сам на
отдых идёт.
Угадали,
это ухват. С
его помощью вставляли горшки в печь, доставали их оттуда, передвигали в
печи. Умение подхватить горшки требовало определённых навыков, которые
приобретались длительной практикой.
Ухват
использовали и в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить
от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его
с собой в качестве посоха. Существовала примета: чтобы при уходе хозяина
из дома не ушёл домовой, необходимо было загородить печь ухватом.
А вот ещё одна
загадка.
Чёрный
конь скачет в огонь.
Это кочерга или клюка.
Приспособление для размешивания углей в печи. Она также использовалась в
обрядовых действиях. Через кочергу заставляли перешагнуть роженицу – для
ускорения и облегчения родов. Кочергу использовали для обведения магического
круга, внутри которого считали себя защищёнными от нечистой силы. Её клали на
порог, прежде чем выгнать коров в поле, в Егорьев день (6 мая), чтобы коровы не
болели и давали много молока.
А посмотрите на
это чудо! Что это такое? Чугунок! Это сосуд
для приготовления пищи в русской печи. Кто хоть раз попробовал кашу из него,
понимал, что вкуснее ничего не может быть!
Повседневная
жизнь начиналась с работы. Раньше все предметы изготавливались своими
руками. Первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, обшивать всех
членов семьи. Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную. Чтобы сшить
одежду, надо было сначала напрясть нити. К работе приступали осенью, после
окончания уборки урожая. Старались завершить к весне.
Наши прабабушки
трудились, не разгибая спины. Например, для того, чтобы спрясть нитки из одного
пуда подготовленного волокна, а он равен 16,3 кг, требовалось ни много, ни мало
955 часов усердной работы, полтора месяца работы. Девочек уже с пяти лет
начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Мать
прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя её к
таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по
голому телу. Нить первого прядения была оберегом против порчи и сглаза, против
нечисти. «Непряха», «неткаха» - были крайне обидные прозвища. Шить и вышивать,
прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей. А это, что
такое? Веретено. О
нём наши предки так говорили:
Пляшет по горнице с
работою своею,
Чем больше вертится, тем
больше толстеет.
Этот элемент прялки – веретено, что означает «вертящая палочка». Вспомните сказку Ш.
Перро «Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и уснула на 100
лет. Затем появилась более совершенная прялка для ручного прядения, приводимая
в движение педалью. Именно с тех времён бытует выражение «связать судьбу» с
кем-то или чем-то. Наши предки считали, что льняная нить, которой перевязывали
пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю –
маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.
Затем из нитей
ткали полотно. Ткали на домашних станках. Вот челнок – одна из
деталей этого станка. Для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три
холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком по 12-15
часов в день.
А сейчас
отгадайте такую загадку:
То
назад, то вперёд, ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе: продырявит море.
Правильно кто-то
сказал, это утюг. Он
нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду. Скорее всего, первым
утюгом был плоский камень, очень тяжёлый. Одежду растилали на какой-нибудь
ровной поверхности, придавливали этим камнем, оставляли до тех пор, пока она не
выравнивалась. Позже утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими
углями. Их придумали в Китае в 8 веке, чтобы гладить шёлк.
На Руси был
другой способ. Сухое бельё или одежду наматывали на ровно обструганную палку и
начинали катать по столу прямоугольной с короткой округлой рукояткой палкой. На
внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой утюг «рубель». В 17 веке
кому-то пришла в голову мысль нагреть на огне литые чугунные утюги. Их
желательно было иметь два. Одним гладили, другой нагревался. Затем
появился угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали
гладить. А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с
электрическим нагревателем.
А вот ещё ода
загадка.
В лыковом корытце живое
мясо шевелится.
В лесу родился, в руках
крестился, на ногах умер.
Не знаете? Да
это же лапти! Это
плетёная обувь из лыка (липового или бересты). Отсюда и
выражение «ободрать, как липку». Вплоть до 19 века лапти служили основным
видом обуви крестьян. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины
занимались как бы между делом. Не зря про крепко напившегося человека и сейчас
говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», т.е. не годен к самым простым действиям.
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок, которые перекрещивались на
голени. Правда, они имели очень короткий срок службы. Зимой они пронашивались
за 10 дней, после оттепели за 4 дня, а летом и вовсе за 3.
Как только
начинало темнеть, в домах и на улицах зажигаются огни. А кто может назвать
самое первое освещение помещения человеком? Наверно, это произошло тогда, когда
первый человек научился добывать огонь. Он разжигал в пещере костёр. Потом
появилась лучина. Вплоть
до конца 19 века она была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы
получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи. Его клали
на чугун с кипящей водой, затем щепали на лучину. Её втыкали в светец. Это была
подставка с железным зажимом. И обязательно под горящую лучину ставили ёмкость
с водой.
А теперь
отгадайте следующую загадку:
Тело
бело, душа льняная, а маковка золотая.
Снова не знаете!
А ведь это свеча! Свечи были двух типов: сальные и восковые. Свечи
зажигали только по праздникам, а в будни использовали лучину. Из сала одного
быка можно было отлить 100 свечей. А в качестве подсвечника для свечи
использовали сырую свеклу.
Позже была изобретена…
Отгадайте
загадку:
Синее море, стеклянные
берега,
Плавает утка, горит голова.
Молодец!
Это керосиновая лампа! С нею можно было смело передвигаться по дому и улице, не
боясь загасить фитилёк.
А сейчас новая загадка. Вы её все должны
отгадать.
Дом – стеклянный пузырёк,
И живёт в нём огонёк!
Днём он спит, а как
проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
Конечно, это
современная лампочка! В 1872 г. русский учёный Александр Николаевич
Лодыгин сделал первую в мире лампочку. Она горела всего полчаса. В 1873 г. лампы
Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.
А теперь познакомимся с кухонной
утварью. Чтобы приготовить муку, крупу, надо было поработать. И в этом
помогало… Вот ещё одна загадка.
В лесу снято, в дому гнуто,
Посерёдке заплетено кругло
и широко,
Дыр много, а пролезть
нельзя.
Это решетоили сито. Приспособление для просеивания крупы, зерна, муки. Круглая
коробка, состоящая из обода-обечайки и сетчатого дна. Обод и дно соединялись с
помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод – из согнутой пластинки
дерева. Через решето просеивалось мука более крупного помола. Решето
использовалось и в обрядовых действиях. Оно сравнивалось с тучей, из которой
проливается дождь. Его использовали в обрядах вызывания дождя. Решето
использовали и в народной медицине. При головной боли, советовали знахарки,
надо взять решето в зубы и тряхнуть головой. Испуганного ребёнка надо было
окропить водой, пропущенной через решето. Корову после отёла следовало
побрызгать через решето водой, чтобы она была здорова. Повсеместно бытовал
запрет для детей надевать на голову решето, иначе «остановится» рост.
Вот из зерна
приготовлена крупа и мука. Но чтобы её продать или обменять на другой товар,
нужен был… отгадайте загадку:
Сам
худ, голова с пуд.
Никто не
отгадает. Это безмен. Это
весы – металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком
или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса (в футах), которой
определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом.
Но вот кашу
вынули из печи. Её подавали на стол в общем горшке или выкладывали в миску. А
оттуда брали… Чем? Правильно, ложкой! О ней сложили
такие загадки:
Всех кормлю с охотою, а
сама безротая.
Поцелую, полижу и опять
положу.
Ложка
употреблялась исключительно для еды. Заготовки ложек назывались баклушами. Отсюда и
выражение «бить в баклуши». Дело в том, что разбивать полено на баклуши
считалось нетяжёлой работой, простой. В конце концов, так стали называть всех,
кто на работе вообще ничего не делает.
Существовали
особые правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей
миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол. Лишь прожевав
пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал
ложки из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске
не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание. Если
кто-нибудь за столом вёл себя не так, как подобает, смеялся, разговаривал, то
его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Соблюдались
различные приметы. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком
на стол, а другим концом в тарелку, так по ложке, как по мосту, в миску может
проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, т.к. от
этого лукавый радуется и скликаются на обед злыдни – существа, представляющие
собой бедность и несчастье. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет
лишний рот или сядет за стол нечистая сила.
За многие века
было создано огромное количество вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы
рассказали только о некоторых. Они стали такими привычными для нас, что
пользуясь ими, мы их как будто не замечаем. А ведь у каждой из них своя
история. Одна длинная, другая короткая, но любая интересная и поучительная. И
лучше нам их знать. Хотя бы из уважения ко всем этим предметам, которые служат
нам верой и правдой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий