Как любим мы жаловаться на то,
что у нас катастрофически не хватает времени! Дома не прибрали, посуду не
помыли, бельё не постирали… Ну просто не хватает времени! Люди довоенного и
послевоенного времени с недоумением слушают нас. Они не то, что всю работу по
дому успевают переделать, но ещё и в лес умудряются сбегать, а потом ещё и в
банки закатать то, что принесут! Вы скажете, что они пенсионеры, у них, мол,
времени предостаточно! А задумайтесь, сколько им лет? Просто, эти люди не
умеют бестолково проводить время за экраном телевизора или ноутбука. Для них
жизнь – это работа, движение. Не умеют они думать только о себе, у них есть ещё
дети, внуки, правнуки, и, конечно, Родина. Как много им нужно успеть, а времени
осталось так мало! Вот бы поучиться у них жить! Хотя кто-то со мной, наверняка,
не согласится. Скажет: «Хватит, поработали на государство, пусть теперь оно
поработает на нас». Другие годы, другие ценности.
Никогда не забуду
18 марта 1994 года. Я уже работаю в СШ №2 г. Мосты учителем. Моя бывшая
учительница русского языка и литературы Дужик Евгения Антоновна приходит на
работу заплаканная. «Что случилось?»- спрашиваем у неё. «Мама умерла», -
отвечает. «А зачем же вы в школу пришли»? «Так ведь контрольный диктант
написать нужно с учениками, кто за меня это сделает? Напишу диктант и поеду…»
Уму непостижимо! И сейчас, когда прошло много времени с тех пор, мне трудно
понять этот поступок. Кто бы так сделал сейчас? Никто. А это люди старой
закалки, для которых долг и ответственность, прежде всего.
Вся жизнь Евгении
Антоновны – это одна большая контрольная работа над собой. Работа на отметку
«5», а по современной оценочной шкале – на «10», ниже нельзя. И каждую минуту,
каждое мгновение нужно использовать для того, чтобы получить эту «10». Для
чего? Во имя чего? Да во имя себя! От того, какой ты, зависит то, как будет у
других. Во имя человека и человечности.
Евгения Антоновна и
теперь остаётся такой же. От своих детей и внуков требует ничуть не меньше, а
может, и больше. Все четверо её детей окончили школу с золотой медалью,
получили высшее образование, стали уважаемыми людьми. Кто не знает
учителя информатики в гимназии №1 Дужика Владимира Адамовича или
учительницу русского языка и литературы в СШ №2 Шалесную Людмилу Адамовну? Замечательные
специалисты и хорошие люди! Двое сыновей, Виктор и Михаил, уехали в Сибирь, но
и там заслужили уважение и благодарность.
О себе говорить
Евгения Антоновна стесняется. «А что рассказывать? Я такая же, как все». А вот
рассказывать о своих учениках, коллегах, школе – с удовольствием! Но кое
- что из её жизни всё-таки удалось узнать.
Родилась маленькая
Женечка на хуторе Каменка Щучинского района 20 апреля 1933 года в крестьянской
семье. В 1924 году её родители приехали из Польши в Беларусь, купили
землю и влюбились в край, которому отдали всю оставшуюся жизнь. Они были для
пятерых своих детей образцом трудолюбия и высокой нравственности.
До войны Евгения
Антоновна закончила первый класс, но военные годы помнит хорошо.
Вспоминает: «Бой идёт, бегут солдаты. Один отстал от части, остался у нас в
доме. Когда стреляют, мы прячемся в подвал, а он – к окну. Так и ушёл с
одной из отступающих частей. …Партизаны всякие были. Бывало, ворвутся в
дом, ищут бельё. Мама ткала. Помню: лунная ночь, идут партизаны. И тут – немцы!
Оказалось, власовцы. Один забежал в дом, увидел бутылку на столе, подумал, что
в ней водка. Хлебнул - а там - керосин! Выхватил гранату и стал угрожать ею!
Еле успокоили. И одним, и другим нужны были лошади, мы их прятали в болотах.
После войны оставшиеся немцы и полицаи формировали банды, отстреливали
советских солдат, бунтовали молодёжь. Одна из них пряталась в полутора
километрах от родительского дома.Было страшно, жутко. А ещё всегда хотелось
кушать. Хорошо, если было кислое молоко и гречневая крупа. Хлеба не всегда
хватало. Но мама была очень щедрой, всегда со всеми поделится.
Каким счастьем для всех нас было возвращение с войны дяди - папиного брата! Он
прошёл войну и остался жив».
Евгения Антоновна
вспоминает: голос дрожит, волнуется, на глаза наворачиваются слёзы. Столько лет
прошло, а раны на сердце не зажили. Семь классов закончила в 1950-м году
девочкой-переростком. Решила поступить в Гродненское педагогическое училище.
Экзамены по русскому и белорусскому языкам, математике и Конституции сдала
успешно и стала студенткой. Училась хорошо, с удовольствием. Получала стипендию
– 20 рублей. Была старостой группы. Примером настоящего учителя для Евгении
Антоновны был учитель истории, живший в Гродно по улице Ожешко. Он был
слепой, и каждое утро старосты групп приходили за ним. Пусть он не видел
глазами, но «видел» душою, был очень чутким.
Очень любила
математику, прекрасно писала и рисовала. Благодаря хорошему каллиграфическому
почерку, смогла заработать первые деньги: выписывала дипломы в педагогическом
училище. За каждый диплом – 2 тысячи рублей. Совсем неплохой заработок!
После окончания
училища была распределена в д. Барташи, в восьми километрах от дома. Классы
были большие, по 32 ученика и больше. Ведь деревни в те времена были
огромными, и молодёжи было много. Набрала первый класс и выпустила его. А
дети были такими умничками! Позже работала учителем математики и физики в д.
Евлаши. В Громовичской школе вела математику, географию, пение – была мастером
на все руки, и лирик и физик в одном флаконе!
Встретила будущего мужа, Адама
Константиновича, влюбилась – и родилась семья. Адам Константинович закончил
Могилёвский строительный техникум. Был направлен в г. Мосты на работу: сначала
мастером, потом прорабом и, наконец, начальником РСУ.
Сначала Евгения
Антоновна работала в Правомостовском детском доме воспитателем старшей группы,
а с 1960 года – в средней школе №2 учителем начальных классов, а позже –
учителем русского языка и литературы. Её первыми выпускниками были Кондратенко
(Вовк) Людмила Михайловна, Сдобников Юрий, Рында Юрий.
Евгения Антоновна
помнит имена всех своих учеников, коллег, у неё такая феноменальная память!
Причём, у неё нет плохих учеников, все хорошие! И Гена Артимович, который в
пятом классе переводил с английского языка на русский язык то, что переводят в
десятом классе, и Володя Жмайлик, и Лена Плашкевич, и Ткачук Сергей, и Таня
Камардина, и ФредяЖивушко, и Оксана Куль, и Антон Степанцевич, и Витя
Алехнович… О своих учениках Евгения Антоновна может говорить бесконечно.
Именно от Евгении
Антоновны я узнала, что столовая в нашей школе первоначально размещалась на
первом этаже, в кабинете №6, а в ней работала заботливая тётя Шура. Гардероб
находился там же, где и теперь. В каждом классе в дверях были небольшие окошки.
Здесь же в школе для проживания семьи директора Артимовича Константина
Васильевича был выделен один из классных кабинетов.
А какой
разнообразной была внеклассная работа! Тематические вечера, конкурсы,
спортивные соревнования. Разучивали песни, стихи, учились танцевать.
Засиживались в школе до позднего вечера. А когда собирали металлолом и
макулатуру, то делали это вместе! Ездили копать картошку, чистить сахарную
свеклу, сажать лес. И всё это делали с радостью, с отдачей. А какими
интересными были встречи с выпускниками! Центром школьной жизни была
газета «Школьная жизнь», где не только хвалили отдельных учеников, но и могли,
как следует, «пропесочить»! Это был такой стыд и позор! Комсомольские
собрания, пионерские сборы, конкурсы патриотической песни, фестиваль советских
республик, участие в демонстрациях. Да разве можно всё перечесть? Школа жила,
жизнь бурлила!
Самые счастливые
годы – это годы работы в школе. Учитель – это не просто профессия, это
призвание, как некоторые говорят – диагноз. Учителя можно узнать по походке,
манере говорить, вести себя в обществе. Умение слушать, слышать, понимать,
помогать, сочувствовать – те качества, которые выдают учителя везде и всюду.
Врач лечит тело, а учитель, как священник – душу. Он не просто даёт знания, он
воспитывает человека. Дужик Евгения Антоновна как раз такой учитель. Теперь она
на пенсии, но её ученики – её внуки. Им очень повезло!
Оставайтесь,
Евгения Антоновна, такой же оптимисткой. Здоровья Вам и долгих лет жизни.
Спасибо за Ваш благородный труд от всех выпускников средней школы №2 г. Мосты.
Руководитель историко-краеведческого музея, учитель истории Ганцевич Н.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий