Учебное пособие «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для 1-4, 5-9 и 10-11 классов

В ноябре прошла презентация учебных пособий «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для 1-4, 5-9 и 10-11 классов. О том, как использовать новые издания в учебном процессе, рассказала Ольга Владимировна Сарычева, руководитель методического центра Национального института образования.

— Учебные пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» необходимо использовать на всех уровнях общего среднего образования (с 1 по 11 классы) как на уроках, так и во внеклассной деятельности, -  подчеркивает Ольга Владимировна. — Они помогут классным руководителям, руководителям военно-патриотического воспитания в подготовке и проведении воспитательных мероприятий патриотической направленности: митингов-реквиемов, классных и информационных часов, направленных на сохранение исторической правды о события войны (в том числе при реализации образовательного проекта «ШАГ»), уроки мужества, уроки памяти, действия, споры военно-исторической направленности. С помощью новых раздаточных материалов классные руководители смогут провести серию информационных часов на тему геноцида.

***

В 1-4 классах материалы пособия по геноциду рекомендуются к использованию на уроках белорусской литературы (литературного чтения), музыки «Человек и мир. Моя родина – Беларусь».

— Например, на литературном чтении во 2 классе при изучении темы «Передать человечность и совесть через поколения» после работы над стихотворением Ивана Муравейки «Правнук Победы», основная мысль ​​то есть надо уважать ветеранов и чтить память героев войны, студенты могут посмотреть фотографии экспонатов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, размещенные в пособии, отмечает В. Сарычева . -Здесь мы можем обсудить, почему мы бережно сохраняем экспонаты этого музея, и прийти к выводу, что деятельность музея направлена ​​на сохранение памяти о подвиге и жертвах белорусского народа. , это место живой национальной памяти. a>

При изучении темы «Беларусь в годы Великой Отечественной войны» на уроках «Человек и мир. Моя Родина – Беларусь» в 4 классе учебник по геноциду расширит знания детей о мемориальном комплексе «Хатынь», партизанском командире Минае Шмырове, пионере-герое Марате Казее, мемориальном комплексе «Дети – жертвы войны» в селе Чирвоный Бераг.

В 4 классе на уроках музыки изучается музыкальная культура Беларуси. Прежде чем знакомиться с музыкальными произведениями, посвященными событиям войны, рекомендуется воспользоваться материалами нового пособия. Учащихся следует познакомить с понятием «концлагерь» (лагерь смерти), с информацией об условиях их пребывания в нем, что позволит им лучше понять смысл музыкальных произведений.

При изучении на уроках литературы (белорусской и русской) литературных произведений о войне педагогам необходимо формировать у учащихся понимание того, что насильственная смерть даже одного человека является страшной трагедией, причем в условиях геноцида, связанного с массовым уничтожением людей, оно приобретает характер национальной катастрофы, последствия которой в полной мере ощущаются и сегодня. На уроках русской литературы рекомендуется рассказывать, например, о расстреле детей из Домачовского детского дома Брестской области, о зверствах в Трастанце, Дроздах, Шталаге-352 (Масюковщина), Азаричах, Калдычеве. лагерях смерти, о принудительном похищении белорусов на принудительные работы и т.д.

- В 6 классе на уроках русской литературы преподается рассказ Владимира Богамолова «Иван», о маленьком герое-разведчике, семью которого убили фашисты, - отметила Ольга Владимировна. — В программе предусмотрен не только разговор о разрушенном войной детстве, но и рассмотрение элементов документального кино в рассказе. И здесь следует обратиться к мануалу. Хотя реального прототипа у Ивана не было, образ белорусского ребенка-героя – не художественная выдумка, а правда жизни. На уроках учащиеся узнают, что герой рассказа в своем возрасте пережил много горя. В полной мере понять его горячую ненависть к врагу и стремление ценой своей жизни защитить родную землю можно, если прочитать страницы в пособии о геноциде, посвященные карательным операциям оккупантов на белорусской земле и гибели Трастьянца. лагерь, где находился маленький Иван, герой повести.

А на уроках белорусской литературы информация из нового издания позволит учащимся приблизиться к историческим событиям, усилить эмоциональное восприятие произведений искусства, вызвать эмоциональный отклик.

— В 6 классе по теме «Война – боль и память народа» учащиеся прочитали стихотворение А. Куляшова «Над сожженной деревней». Пособие здесь может стать источником, воспроизводящим исторический контекст, служить опорой для историко-культурного комментария учителя , - говорит Ольга Владимировна. — Рекомендуется показать учащимся интерактивную кадастровую карту Республики Беларусь «Сожженные деревни», воспроизвести информацию о Хатыни, о карательных операциях на территории Беларуси. Ознакомив учащихся с главой учебника «Карательные операции», вы можете спросить их: стихотворение Куляшова посвящено только Хатыни или другим белорусским деревням?

Произведения искусства не только отражают историческое событие, но и расширяют его понимание. С другой стороны, знание и понимание исторического контекста позволяет глубже понять произведение искусства. Поэтому рекомендуется использовать справочник по геноциду на уроках искусства.

— В 5 классе при изучении темы «Человек на фоне истории» учащиеся задумываются об отношении человека к историческим событиям прошлого, и в первую очередь к трагедии и подвигу Белорусский народ в войне. В качестве иллюстративного материала в учебнике по искусству предлагается постамент «Нераненый» работы скульптора Сергея Селиханова, - подчеркивает собеседник. — Одновременное изучение материалов пособия по трагедии Хатыни, воспоминаний выжившего Иосифа Каминского и чей образ сохранился в скульптуре, сведений о других сожженных деревнях позволит учащимся лучше поймет смысл скульптуры, будет способствовать формированию исторической памяти.

В 9 и 11 классах на уроках истории Беларуси и мировой истории систематически изучаются вопросы, связанные с политикой геноцида белорусского народа в годы войны.

***

Электронные версии учебников «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для 1-4, 5-9 и 10-11 классов доступны на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside.html

На портале также размещены инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об изучении материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» в общеобразовательных учреждениях и методические рекомендации по использованию учебники «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» в учебном процессе». НИА планирует разместить на портале лучший опыт использования этих изданий в образовательном процессе. Вы можете присылать в институт сценарии уроков и образовательных мероприятий.  

Источник: https://nastgaz.by

Комментариев нет:

Отправить комментарий